1. Принятие ситуации. Все уже случилось: мы в новой реальности, привычные инструменты больше не доступны, старые каналы продаж не работают. Хватит вспоминать прошлое и прогнозировать светлое будущем, максимально настраивайтесь на настоящее. Принятие – это первый шаг к изменениям. Берите управление своим кораблем в свои руки!
2. Создание группы антикризисного управления. В нее могут войти самые квалифицированные работники, ТОП-менеджмент компании и сторонние эксперты. Им можно поручить сбор информации, анализ и мониторинг, а также разработку эффективных управленческих решений.
3. Диагностика основных процессов и показателей бизнеса. Используйте следующие направления: система управления, продукт, продвижение, персонал. У великого финансиста Уоррена Баффета есть на этот счет одна цитата: «Только при отливе становится понятно, кто плавал голым!».
4. Корректировка долгосрочной стратегии. Чтобы понять и оценить жизнеспособность ранее принятых стратегий, нужно оценить факторы, способствующие росту компании в условиях высокой неопределенности, и факторы, разрушающие будущее компании.
5. Оценить возможностей: развитие и масштабирование. Варианты масштабирования в новых реалиях: расширение продуктовой линейки, открытие филиалов, новые рынки сбыта, освоение новых ниш бизнеса.